Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время перед системой образования стоит очень важная задача по формированию у учащихся культуры безопасного поведения и ответственного отношения к собственному здоровью и жизни. Безопасность учащегося представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности, как в обществе, так в государстве в целом. Потребность в ощущении окружающей опасности является ключевой в жизни каждого человека, так как именно она позволяет индивидууму полноценно жить и развиваться в обществе, не создавая и избегая экстремальные ситуации .
Перед государством стоит очень важная социальная, гуманитарная и образовательная задача, связанная с общественной жизнью, а именно:
1. Воспитывать личность, которая способна прогнозировать, избегать и предотвращать опасности в повседневной жизни;
2. Формировать умения эффективных действий в случае возникновения Чрезвычайных Ситуаций (ЧС).
Важно, чтобы подготовка подрастающего поколения по данным направлениям должна быть первостепенной в образовательном процессе.
Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются практическими упражнениями. Только благодаря многократным повторениям приёмов и методов действий у учащегося могут сформироваться навыки правильного, можно сказать, упреждающего чрезвычайные происшествия, поведения.
По утверждению ученых (Е. И. Бойко, С. А. Бородай, С. Ю. Головин, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдкина, Р. Г. Добрянская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. И. Станкин, В. Н. Чулахов и др.), навыки как автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, входят почти во все виды деятельности человека и составляют подавляющую часть движений, которые мы совершаем.
В этом случае важно сделать акцент на том, что навыки, именно безопасного поведения, должны быть в большей степени осознанными, так как культура безопасного поведения формируется только путём практической и созидательной деятельности.
Психологическая безопасность современного человека зависит от множества факторов, а именно: от информационного воздействия средств массовой информации, от накопленного багажа знаний в контексте самореализации человека в ведущей деятельности, от умений и навыков в области житейской психологии и т.д.
В совокупности данные факторы создают человеку «картину» внешнего мира, воздействующего и взаимодействующего с человеком.
Социально-психологические факторы, психологические и факторы психологии труда и эргономики обеспечивают эффективность профессиональной деятельности и при этом сохранение здоровья человека.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования – психологические аспекты безопасного поведения в курсе ОБЖ.
Цель исследования: изучение психологических аспектов безопасного поведения в курсе ОБЖ.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить образ жизни как основу личной безопасности;
• Рассмотреть безопасное поведение в свете ОБЖ;
• Проанализировать методы и условия формирование навыков безопасного поведения в курсе ОБЖ;
• Выявить особенности формирования личности безопасного типа на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме формирования безопасного образа жизни
1.1. Образ жизни как основа личной безопасности
Необходимо с детства развивать образ жизни детей, чтобы сформировать основу безопасности. В настоящее время существует много опасностей. Но в основном человек сам является создателем опасных ситуаций. Это можно увидеть в процессе выбора человека или его определенного поведения, то есть, когда человек стоит на светофоре и он должен идти на зеленый, но при этом он идет на красный создавая опасность как себе, так и другим личностям.
Каждый человек на земле осознает ценности жизни и что нет возможности измерить ее чем - либо. Жизнь дана одна, в результате чего важно ее ценить и оберегать. Жизнь – это физиологическое состояние от рождения до смерти, в которой протекают различные физические и химические процессы.
Изучая Конституцию РФ, статья 20, пункт 1, в котором написано, что: «Каждый имеет право на жизнь».
Конечно, так оно и есть, у жизни нет цены, под жизнью будем понимать следующие – это активные процессы, которые происходят в результате деятельности субъекта и в процессе взаимодействия с различными сферами жизнедеятельности.
Анализируя источники литературы, мы пришли к выводу об образе жизни, что во всех понятие образа имеет свое определенное значение. Например, если рассматривать толковый словарь, который написала С. И. Ожегова, то можно дать следующие трактовки, такие как:
1. То же, что и икона;
2. вид, облик;
3. живое, наглядное представление о ком, о чем - нибудь; порядок, направление чего - нибудь, способ .
Конечно, это можно понять тем, что значение образа используется во многих системах или же научных материалах, таких как: психологические, исторические, философские, педагогические, этнографические и многие другие. В каждой системе данное понятие имеет свое значение и смысл.
Если взять понятие образа из психологии, то можно сделать вывод, что здесь он трактуется в качестве чувственного восприятия и отражения действительности, изучение сознания и формирование мировоззрения личности. По нашему мнению, это значение наиболее подходящее и дает понять всю важность понятия.
Важно понимать, что существуют различные ситуации, такие как:
1. Внезапные;
2. запланированные;
3. предсказуемые и многие другие.
И вот тут становится понятно, что в результате данных ситуаций индивид выбирает конкретную модель поведения, зависящую от образа, который формируется у него в течение длительного времени жизни.
Также следует учитывать образ жизни, который индивид осуществляет в данный период жизнедеятельности.
Образ жизни – это определенная особенность поведения индивида в результате жизнедеятельности, которая базируется на индивидуальном опыте, ценностях, норм поведения, законов государства и многое другое .
Конечно, можно сказать, что каждый человек индивидуален, но бывают такие ситуации, когда мы становимся единым, например, страна, культура, место учебы, сериалы, фильмы и многое другое. В результате чего образ жизни у многих становится идентичным, то есть он один и тот же и это считается нормой, так как на это повлияли данные факторы.
Также на смену образа жизни может повлиять социальная сфера жизни. Потому что, когда субъект прибывает в обществе он анализирует манеру поведения других или же его, меняют, в результате чего даже до неузнаваемости. Воздействие общества или субъекта на другой субъект может нести различный характер, это все зависит от деятельности и образа жизни личности.
Важно понимать, что от воздействия родителей будет зависеть дальнейший образ жизни ребенка, например, здоровый. Он подразумевает под собой как отказ от вредных привычек, так и личную гигиену, питание, физическую активность, труд, отдых и многое другое.
Важно выделить следующее значения понятия здорового образа жизни, которое дает всемирная организация здравоохранения. Здоровый образ жизни – это модель поведения индивида во всех сферах жизнедеятельности, которые способствуют реализации охраны и укрепления здоровья .
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Образом жизни является устойчивое исторически сложившиеся общественное поведение индивида или группы людей, которые характеризуются манерами их общения, поведения, а также мышлением в процессе деятельности, социально - политической деятельности, быта и досуга. Образ жизни – это определенная особенность поведения индивида в результате жизнедеятельности, которая базируется на индивидуальном опыте, ценностях, норм поведения, законов государства и многое другое. Каждый субъект формирует собственный образ жизни, который основан на подражание и копировании элементов поведения в обществе. В результате чего формируется личная образ жизни и поведения. Данная форма поведения должна нести безопасность и помогать достичь физического, духовного и социального формирования.
1.2. Безопасное поведение и основы безопасности жизнедеятельности
Безопасное поведение – это поведение, которое полностью исключает возможность возникновения ситуаций, которые могут представлять угрозу как отдельному человеку, так и группе людей, а также обществу в целом.
Современное человечество живет в обществе риска . В наши дни страшные явления затрагивают все слои населения и, по этой причине, у людей остро развивается чувство своей незащищенности. Каждый человек должен понимать, что именно на нем лежит ответственность за обеспечение личной и общественной безопасности . Развитие событий в мире ставит перед человечеством проблему выживания не просто в фигуральном, но и в буквальном смысле .
Важнейшим феноменом существования современного общества является взаимосвязь между его развитием и безопасностью . Под безопасностью понимают состояние защищенности личности, государства, общества от внешних и внутренних угроз.
Состояние безопасности всегда являлось базовой потребностью и задачей любого человека. Для решения данной проблемы общество нуждается в появлении человека новой формации, который знает и понимает ценность жизни и здоровья, не только своего, но и окружающих его людей .
Под безопасностью жизнедеятельности ученые понимают сбалансированность между определенными факторами, которые угрожают жизни человека или его здоровью, и такими, которые предотвращают их последствия. Согласно выводам экспертов ООН, для большинства людей на Земле ощущение безопасности связано с проблемами повседневной жизни в обществе. В сфере образования на каждом этапе учебно-воспитательного процесса у учащихся необходимо формировать знания и понятия о наиболее распространенных опасных ситуациях в жизни и умения и навыки их преодоления. Решение этой задачи возложено на интегрированный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), который по своему содержанию объединяет вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности на основе деятельностного подхода.
Задача жизнеспособного человека – не только стать личностью, сформировать свои жизненные смыслы, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, а, превращая при этом в своих интересах среду обитания, не навредить ни себе, ни окружающим. Для ребенка здоровье приобретает смысл только тогда, когда он начинает понимать его значение для эффективного выполнения той или иной деятельности в игре или учебе. В создании внутренней картины здоровья участвует вся личность в целом. Чем сложнее психика, чем разнообразнее мотивы деятельности, тем большее значение приобретает для ребенка его здоровье.
Установлено, что в отношении навыков безопасного поведения в школе дети должны уметь: безопасно вести себя во время игр, на переменах, в спортивном зале, столовой, около окон, возле туалета, на лестничных клетках, на школьном дворе, а также предвидеть последствия собственных негативных действий.
Формирование способов безопасного поведения является непрерывным процессом, который происходит в течении всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит школе, где на уроках ОБЖ, биологии, географии, информатики, химии, физики, физической культуры детям прививаются основы нравственного, этического и патриотического мировоззрения, предусматривающего заботу не только о личной, но и общественной безопасности .
Именно учителю отводится особо важная роль в становлении ребенка на разных этапах формирования его личности, подготовке его к встрече с реальными опасностями современного мира. Компетентный педагог способен укреплять не только физическое, но и психическое здоровье учащегося, воспитывать те качества личности, которые позволят гармонично взаимодействовать со всеми элементами окружающей среды, принимать правильные действия в случае неизбежности беды .
Надо понимать, что опасности в повседневной жизни будут сопровождать нас всегда. Они создаются не только природой, но и самим человеком. Достичь успеха в жизни, самореализоваться и самоутвердиться немыслимо без базовых знаний ОБЖ .
Глава 2. Психологические аспекты безопасного поведения в курсе ОБЖ
2.1. Методы и условия формирование навыков безопасного поведения в курсе ОБЖ
Формирование безопасного поведения у детей должно быть направлено на формирование конкретных и понятных навыков, которые нужно усвоить и применять в повседневной жизни. Педагогам также необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся при создании пакета обучающих материалов по этому вопросу. Они должны со всей ответственностью подходить к воспитательно-образовательному процессу, организовывать разъяснительную работу с семьями учащихся, а руководство школ должно создавать подходящие психологические и материально-технические условия обучения.
В процесс формирования навыков безопасного поведения должны входить следующие компоненты процесса обучения:
1. Формировать понимание ценности и важности безопасного поведения и психологически мотивировать, и внушать учащимся придерживаться правил безопасности;
2. Содержать знания о разных жизненных ситуациях, процессах и явлениях, включая межпредметные знания;
3. Предусматривать практическое применение полученных знаний и навыков;
4. Учащимся, в рамках этого процесса, необходимо научиться оценивать себя как полноценных членов общества;
5. Поощрять творческое мышление и креативный настрой учащихся.
Результатом данного процесса должен выступать сформированный комплекс практических навыков и те знания, которые помогли бы учащемуся закрепить в своём сознании модель безопасного поведения на всю свою жизнь.
Учащиеся должны научиться ответственно относиться к вопросам собственной безопасности, ценить не только свою, но и жизни окружающих людей.
Учащийся должен быть подготовлен к опасным ситуациям, а не игнорировать возможности и предпосылки их возникновения. На наш взгляд, в этом и заключается главная задача педагога по предмету ОБЖ.
Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан отводится государству, которое в свою очередь возлагает эту задачу на правоохранительные органы, систему Министерств чрезвычайных ситуаций и различных уровней образования. Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни». Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о необходимости качественного и своевременного формирования у учащихся уважения к умеренному, безопасному и правильному образу жизни.
Важно отметить, что культуру безопасности невозможно получить от рождения – это долгий процесс изучения, принятия и формирования навыков безопасного поведения. Это процесс воспитания, становления и саморазвития. Сформировать навыки безопасного поведения можно в процессе обучения предмету ОБЖ, если уделять особое внимание получению учащимися следующих знаний:
1. Быть знаком с основными группами опасностей и уметь их выявлять;
2. Обладать практическими навыками действий в экстренных ситуациях, уметь ориентироваться в пространстве, должен уметь действовать быстро, чётко и грамотно;
3. Иметь моральную и психологическую подготовку к чрезвычайным ситуациям, которые могут возникнуть с ним или в окружающей его среде .
4. Предусматривать в процессе обучения развитие личности учащегося и работать по улучшению его внутренних человеческих качеств;
5. Важно помнить, что только грамотная и осознанная личность может действовать грамотно в критической ситуации, поэтому роль педагога в формировании навыков безопасного поведения очень высока .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск: Сиб.унив.зд-во, 2008. – С.43-59
2. Авдеева, Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста. − М.: Детство-Пресс, 2007.
3. Арустамов Э. А., Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Гуськов Г. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. 14-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 176 с.
4. Безопасность человека: учеб. – метод. пособ. для образовательных учреждений / под ред. Л. И. Шершнева. – М.: Фонд национальной и международной безопасности, 2012. – 472 с.
5. Выготский, Л. С. Психология. − М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
6. Головенков, С. Г. Взаимосвязь урочной и внеклассной работы со школьниками по основам безопасности жизнедеятельности / С. Г. Головенков // Молодой ученый. – 2015. – № 6, 4. – С. 80–84
7. Зимина И. С., Деминцева О. А., Гаврилова М. Н., Полозова О. В. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях // Вестник ОГУ. 2017. № 11 (211). С. 8–12.
8. Ильин А. А. Большая энциклопедия выживания. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
9. Картавых М. А., Бичева И. Б., Попова Л. В., Варивода В. С., Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 18–28.
10. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. − № 6.− 2009.
11. Кошкина Н. А., Половникова Е. Н., Беспятых О. Ю. Формирование личности безопасного типа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 8 (12). С. 43– 47.
12. Куставинова, З. Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности / З. Т. Куставинова // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoyformy
13. Михайлов, Л. А. Групповая форма организации работы на уроках ОБЖ / Л. А. Михайлов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. − № 8.
14. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. − 2000. − № 8.
15. Найн, А. А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза в процессе профессиональной подготовки / А. А. Найн // Оптимизация учебно - воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры. – 2019. – 146 - 148 c.
16. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Рус. яз., 1988
17. Погодаева М. В. Формирование личности безопасного типа в процессе педагогического образования // СИСП. 2014. № 3 (35). С. 28–42.
18. Погодаева М. В., Ушева Т. Ф. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов на основе рефлексивного подхода // КПЖ. 2014. № 4 (105). С. 91–100.
19. Поляков Н. И. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7, № 5 (30). С. 1–8.
20. Пономарева И. А. Современные педагогические технологии в формировании у студентов культуры личности безопасного типа // Таврический научный обозреватель. 2017. № 10-2 (27). С. 42–52.
21. Поурочные разработки / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
22. Пупова Ю. А. Формирование личности студента как индивидуума безопасного типа поведения в современном мире // Концепт. 2015. № 9. С. 90–94.
23. Терницкая С. В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35).
24. Хасьянов, В. Б. Опыт организации и проведения воспитательных мероприятий по «основам безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении / В. Б. Хасьянов, А. С. Зайцев, Н. В. Яремчук, Е. П. Волкова // Научный диалог. – 2014. – № 9 (33). – С. 102–111.
25. Хорошилова Л. С., Ефимов Д. А., Овчарова Л. Г. Техногенные риски и современные технологии формирования личности безопасного типа // Вестник КемГУКИ. 2013. № 22-1. С. 192– 97.
26. Чердынцева, Е. В. Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности / Е. В. Чердынцева // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 4. – № 56. – С. 382–385
27. Шершнев Л.И. Учитель как созидатель безопасности / Л.И. Шершнев // Безопасность. – №11. – 2012.
28. Яковлева, Е. В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников / Е. В. Яковлева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 165